ГКП на ПХВ «Городская Клиническая Инфекционная больница им. И. С. Жекеновой»

Алматы, ул. Байзакова 295
+7(727) 275-60-89

Этический кодекс

Этический кодекс сотрудников Городской клинической инфекционной больницы им. И.Жекеновой

Свод этических правил создает особые границы поведения, его цель – предотвратить неэтичное поведение в рамках коллектива, в общении с клиентами.

Этика – наука о морали, которая изучает нравственную жизнь людей, формирует понятие о должном, помогает сознательно и целенаправленно  создавать моральные нормы, соответствующие человеческому обществу на любом этапе его исторического развития. Общественные проявления взаимоотношений людей конкретно выражаются в моральных нормах общества. Мораль включает в себя  нравственное сознание людей, их нравственное поведение и отношения. Основой морали является взаимоотношение между личным и общественным.

Высокие нравственные принципы гуманизма формируют личность врача и медсестры. Выполнение своего гражданского долга, забота о здоровье своего народа требуют от медицинского работника большого самообладания, умения и готовности жертвовать личными интересами во имя больных.

Медицинская деонтология как часть этики определяет основные принципы взаимоотношений врача с больными, их родственниками, взаимоотношения с другими врачами и медицинским персоналом.

Врачебная этика и  деонтология определяет нравственные нормы врача. Деятельность врача высоконравственна и гуманна. Высокая культура, доброта, душевное отношение к людям, глубокая порядочность лежат в основе взаимоотношений врача и больного.

Отношение врача к больному можно рассматривать как основной вопрос деонтологии. Контакт врача с больным нередко устанавливается при первой встрече. При этом обстановка должна быть благожелательной, а врач – приветливым, аккуратным и заботливым. Человеческая доброта – необходимая черта  медицинского работника. Оказывать помощь страдающему человеку нужно уметь так, чтобы эта помощь воспринималась не как одолжение, а как желание и умение врача вернуть здоровье больному.

Всегда необходимо учитывать особенности характера пациента, не проявлять обиду в конфликтных ситуациях. Больному очень важно, чтобы лечащий врач не только ознакомился с данными обследования и  заключениями других специалистов, но и внимательно выслушал его, доходчиво объяснил ему значение результатов обследования для уточнения диагноза и назначения правильного лечения.

Приступая к лечению, всегда надо помнить завещанный Гиппократом основной принцип врачевания: «Прежде всего не вреди!».

Нередко больные пытаются навязать врачу кажущиеся им необходимым методы обследования или просят назначить лекарство, о целительной силе которого узнали из литературы или Интернета. Врачу надо терпеливо и тактично разъяснить пациенту, почему это лекарство ему не показано.

Прежде всего врач должен облегчить страдания больного. Особенно это относится к тяжелобольным с неизлечимыми заболеваниями. Неизлечимо больные не должны знать истинного диагноза, это помогает им провести оставшийся срок жизни спокойно, без лишних переживаний и душевных мук.

Успех лечения будет более полным, если больной стремится помочь врачу выполнить свой долг, доверяет врачу, видит в нем человека, которому можно вручить свое здоровье и нередко жизнь.

Медицинская деонтология включает в себя круг вопросов, касающихся взаимоотношений врача с родными и близкими больного. Наиболее т рудным бывает положение врача, когда приходится сообщать родным о тяжелом, безнадежном состоянии больного. Это нужно сделать, обязательно учитывая культурный уровень родных больного, состояние их нервной системы и здоровья. Постараться создать обстановку спокойствия, надежды и уверенности в благоприятном исходе.

Врач должен уметь хранить врачебную тайну в интересах больного.

Коллектив медицинского учреждения создается усилиями всех членов общества. Важным элементом сплочения коллектива, создания творческой обстановки служит авторитет главного врача, главных специалистов, заведующих отделениями. Руководителей ценят за правильный стиль руководства, простоту в обращении, доступность и доброжелательность, высокую профессиональную подготовку.

В дружном врачебном коллективе умеют создавать и ценить товарищеские отношения со средним и младшим медицинским персоналом, уважать их тяжелый и благородный труд по выхаживанию  больных. Работа медсестер и санитарок является одним из важнейших факторов деятельности любого лечебно-профилактического учреждения.

Все медицинские работники должны добросовестно выполнять свои функциональные обязанности согласно инструкциям.

Администрация больницы  должна постоянно заботиться об улучшении условий труда медицинского персонала, учить передовым методам работы, развивать наставничество.

Медицинские работники должны постоянно совершенствовать свои медицинские познания, каждые 5 лет проходить усовершенствование, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики.

Врач, если этого требуют интересы больного,  может обращаться за помощью к  товарищам по профессии, и сам никогда не должен отказывать им в совете и помощи.

Врач не имеет права отстаивать неверное мнение только для сохранения личного авторитета, профессия не позволяет врачу ставить личные интересы выше интересов больного человека. Врачебные ошибки должны тщательно анализироваться и разбираться на врачебных конференциях. Врачебные ошибки делятся на диагностические, тактические и технические. К врачебным ошибкам относят и ятрогенные заболевания, вызываемые неосторожными словами врача, его неправильным поведением по отношению к больному. Неосторожным словом можно вызвать панику больных и в их  окружении, учитывая возможность поступления в инфекционный стационар больного с особо опасными заболеваниями.

В деятельности медицинских работников встречаются случаи, расцениваемые как профессиональные преступления.  Наиболее тяжелыми нарушениями профессионального долга врача является неоказание помощи больному, халатное отношение к своим функциональным обязанностям, выдача недостаточно обоснованных медицинских документов, незаконное врачевание и внебольничное прерывание беременности, нарушение противоэпидемических правил, нарушение правил производства, хранения, отпуска, транспортировки сильнодействующих, ядовитых и наркотических средств. За эти профессиональные преступления медицинские работники несут ответственность по статьям Уголовного кодекса.

Профессия врача возлагает на человека огромную ответственность, требует от него полной отдачи духовных и физических сил, высокого интеллекта, преданности, самоотверженности. Эта профессия требует всей жизни человека, посвятившего себя медицине, делу борьбы за жизнь и здоровье человека.

Врачи должны беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, всегда помнить о высоком призвании врача, о своей ответственности перед народом и государством.

В коллективе должна создаваться атмосфера нетерпимости к нарушителям Этического кодекса.  Наказание за нарушение норм и правил поведения выносит Совет по кадрам.

С целью  поощрения сотрудников, которые четко и грамотно применяют нормы Этического кодекса, разработана система поощрений в виде предоставления бесплатных профсоюзных путевок,  награждение грамотами и  ценными подарками к праздничным датам.